Казахская Автомобильно-Дорожная Академия им. Л.Б. Гончарова

Болонский процесс

Реализация Болонского процесса в РК

Основные параметры Болонского процесса 

 Республика Казахстан является первым Центрально-Азиатским государством - членом Болонского процесса и полноправным участником Европейского пространства высшего образования.

Присоединившись к Болонскому процессу, страны-участники принимают на себя обязательства по выполнению его основных параметров, которые подразделяются на: обязательные, рекомендательные, факультативные.

Обязательные параметры Болонского процесса

Обязательные параметры рассматриваются как первостепенные для создания Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) и продвижения европейской системы высшего образования по всему миру. К ним относятся:

1.трёхуровневая система высшего образования;

2.академические кредиты ECTS;

3.академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов;

4.европейское приложение к диплому;

5.контроль качества высшего образования;

6.создание единого европейского исследовательского пространства.

►Трёхуровневая система высшего образования. После принятия в 2007 году нового Закона Республики Казахстан «Об образовании» в системе образования Казахстана регламентирована возможность реализации многоуровневой подготовки специалистов (бакалавриат – магистратура – докторантура), которая предусматривает движение от общего к частному, т.е. сначала человек получает широкое образование по какому-либо направлению, а затем постепенно переходит к более узкой подготовке через образовательные программы, ориентированные на специализацию.

Такая система с точки зрения методики и идеологии обучения позволяет со студенческой скамьи развивать у студента способности и навыки к обучению на протяжении всей жизни, приобретать навыки межличностного общения. Она обеспечивает достаточно четкую реализацию полученных знаний, способствует диверсификации методологии и методики обучения на разных уровнях подготовки кадров.

Академические кредиты ECTS. Сегодня во всех гражданских вузах Казахстана внедрена кредитная технология обучения. Разработана казахстанская модель перезачета кредитов по типу ECTS, которую все вузы Казахстана должны внедрить к 2015 году. ECTS– это система для обеспечения возможности постепенного накопления и переноса зачетных единиц, основанной на прозрачности результатов обучения и образовательного процесса. Она способствует планированию, оценке, признанию и обоснованию квалификаций и единиц обучения. ECTS широко используется в формальном высшем образовании и может применяться в обучении в течение всей жизни. Созданная для удобства система базируется на оценке трудоемкости учебной работы студента, необходимой для достижения целей обучения по данной программе. Эти цели должны быть описаны в терминах установленных итогов обучения и компетенций.

►Академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов. Новые Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан, предусматривают организацию академической мобильности, разработана Концепция академической мобильности обучающихся высших учебных заведений Республики Казахстан. Академическая мобильность – это перемещение обучающихся или преподавателей-исследователей на определенный академический период (включая прохождение учебной или производственной практики), как правило, семестр или учебный год, в другое высшее учебное заведение (внутри страны или за рубежом) для обучения или проведения исследований, с обязательным перезачетом в установленном порядке освоенных образовательных программ в виде кредитов в своем вузе.

В 2011 году впервые на государственном уровне на обучение обучающихся в зарубежном вузе в течение одного академического периода выделены 200 млн. тенге из республиканского бюджета, в 2012 году эта сумма возросла до 500 млн. тенге.

Сегодня 38 вузов разработали и реализуют совместные образовательные программы. Это позволило обеспечить развитие академической мобильности обучающихся и преподавателей.

Участие в этом процессе означает для наших вузов повышение конкурентоспособности казахстанских образовательных услуг, признание высокой квалификации ученых и преподавателей. В этой связи, без знаний мировых языков, этот процесс представляется достаточно затруднительным.

С целью активизации полиязычного образования в вузах республики внедряется уровневая модель изучения языков в соответствии  с международными стандартами. Так, утверждены новые типовые учебные программы по дисциплинам «Казахский язык», «Русский язык» и «Иностранный язык».

Разработан механизм внутренней академической мобильности по принципу «региональный вуз – национальный университет», когда студенты региональных вузов могут пройти обучение в ведущих вузах республики.

Благодаря государственной программе Министерства «Привлечение зарубежных специалистов в вузы Казахстана для подготовки специалистов с высшим профессиональным и послевузовским образованием» значительно усиливается  трансферт знаний и технологий, вырабатываются новые подходы и методики обучения.

►Европейское приложение к диплому. Европейское приложение к диплому (DiplomaSupplement) является единым официальным документом об образовании, признаваемым всеми странами-участницами Болонского процесса, дает возможность продолжения учебы за рубежом. Приложение заполняется на английском языке и содержит описание характера, уровня, объема, содержания и статуса полученного образования, данные о степени усвоения материала программы, информацию о системе оценивания результатов обучения. Приложение должно иметь строго регламентированную форму и состоять из восьми разделов.

Контроль качества высшего образования. В Казахстанеаккредитацию вузов будут проводить аккредитационные агентства, внесенные в Национальный реестр аккредитационных агентств. На сегодня в данный реестр включены 4 зарубежных и 2 национальных аккредитационных агентств.

При этом институциональную аккредитацию проводят независимые национальные аккредитационные агентства, специализированную – и зарубежные, и национальные агентства.

В целях разработки механизма признания в стране аккредитационных агентств утверждены требования к аккредитационным органам и порядок их признания, создан Республиканский аккредитационный совет для принятия решения о включении аккредитационного органа в Национальный реестр. Для обеспечения качества образования усовершенствован институт аккредитации. Согласно новому Закону Республики Казахстан «Об образовании» аккредитация будет осуществляться лишь теми аккредитационными агентствами, которые войдут в Национальный реестр аккредитационных органов.

В целях разработки механизма признания в стране аккредитационных агентств утверждены требования к аккредитационным органам и порядок их признания.

Кроме того, создан Республиканский аккредитационный совет для принятия решения о включении аккредитационного органа в Национальный реестр.

Вузы, прошедшие специализированную аккредитацию, будут вправе выдавать гражданам документы об образовании собственного образца по аккредитованным специальностям.

Основными задачами в этом плане являются: замена государственной аттестации национальной институциональной аккредитацией; повышение мотивации для прохождения вузами национальной аккредитации; прохождение вузами международной специализированной и независимой национальной институциональной и специализированной аккредитации в соответствии с международными стандартами; проведение национальных независимых рейтингов и участие в рейтингах лучших университетов мира.

Создание единого европейского исследовательского пространства (ERA)преследует цель сближения исследователей и ученых и создания эквивалента «общего рынка» товаров и услуг в сфере исследований и инноваций. Для реализации данного параметра Казахстан принимает активное участие в реализации программ международных организаций ЮНЕСКО, ACTR/ACCELS, ПРООН, Корпуса Мира, Информационной службы США (ЮСИС), Фонда Сорос, Американского Совета по международным исследованиям (IREX), Британского Совета в Казахстане, Германской службы академических обменов (ДААД), Национального центра школьных и университетских программ Франции (CNOUS), Бюро по лингвистическому и педагогическому сотрудничеству Посольства Франции в Казахстане. В течение 15 лет Министерство сотрудничает с Американским Советом по сотрудничеству в области образования и изучения языков (АСПРЯЛ/АКСЕЛС) по реализации ряда образовательных программ, научно-исследовательских проектов, подготовки кадров, оказанию консультативной помощи.

 

Факультативные параметры Болонского процесса

Факультативные параметры имеют большую значимость в планировании и организации учебного процесса с учетом интересов работодателей и запросов общества.

1.     гармонизация содержания образования по направлениям подготовки;

2.     нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору;

3.     модульная система;

4.     дистанционное обучение, электронные курсы;

5.     академические рейтинги студентов и преподавателей.

►Гармонизация содержания образования по направлениям подготовки. Согласно Государственной Программе развития образования РК на 2011-2020 годы будут пересмотрены структура и содержание высшего и послевузовского образования. Прежде всего, будут расширены границы академической свободы высших учебных заведений в формировании образовательных программ, а обновление содержания высшего образования будет осуществляться по запросам работодателей.

С 2011 года академическая свобода вузов в бакалавриате расширена до 55 %, в магистратуре до 70 %, в докторантуре до 90 %. Это дает возможность вузам самостоятельно разрабатывать образовательные программы с привлечением работодателей и социальных партнеров. Соответственно, предлагать широкий спектр образовательных программ, различные актуальные дисциплины и учитывать потребности регионального рынка труда. При этом образовательные программы разрабатываются вузами в соответствии с Дублинскими

►Нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору. Наряду с обязательными дисциплинами программы профессиональной подготовки включают и курсы по выбору студентов, элективные курсы, предусматривается возможность разработки индивидуальных программ, что широко используется в практике зарубежных вузов. К 2020 году в стандартах высшего образования компонент по выбору будет доведен до 70%, магистратуры – до 80%, докторантуры – до 95%. Компонент по выбору может включать различные образовательные программы по подготовке кадров по смежным специальностям. Вузы самостоятельно определяют перечень дисциплин компонента по выбору в соответствии с требованиями рынка труда. Это повышает академическую свободу и мобильность вузов и позволяет учитывать особенности рынка труда конкретного региона в соответствующих специалистах.

►Модульная система. Одной из особенностей модульной технологии обучения является ориентация не на усвоение знаний, а на развитие познавательных способностей личности и познавательных процессов: различных видов памяти (слуховой, зрительной, моторной и т.д.), мышления, внимания, восприятия посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций, а также удовлетворения потребностей личности в безопасности, самоактуализации, самоутверждении, в общении, игре, в познании и творчестве; на развитие активного словарного запаса (устной и письменной речи). Модуль – часть профессиональной образовательной программы, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к результатам обучения, заданным стандартом, и предназначенная для освоения специальных компетенций, обеспечивающих реализацию определенной профессиональной функции. Модули используются для более сложной конструкции, к примеру, для образовательной программы.

►Дистанционное обучение, электронные курсы. В последние годы высшие учебные заведения Казахстана активно внедряют в учебный процесс технологии дистанционного обучения. В основном это кейс-технологии и ТВ-технологии. В 42 вузах республики проводится эксперимент по внедрению технологий дистанционного обучения. В целях установления единых требований при реализации дистанционной формы обучения в вузах приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 ноября 2007 года № 590 утверждены «Правила организации обучения по дистанционной форме в организациях образования, дающих высшее профессиональное, дополнительное профессиональное образование Республики Казахстан». Систематически в регионах Казахстана проводятся конференции по внедрению дистанционного обучения.